Как ребенку пережить подростковый возраст без диет и невроза по поводу внешности

Лишний вес и пищевая зависимость
Главная \ Блог \ Как ребенку пережить подростковый возраст без диет и невроза по поводу внешности

Почему мне хочется говорить об этом? 

Я работаю со взрослыми, у которых лишний вес и пищевая зависимость, и отлично знаю, что эти проблемы родом из детства.

Многие болеющие компульсивным перееданием или булимией отмечают, что заболевание началось в подростковый период.

Любая проблема решаема, если 1) хотеть ее решить и превратить в задачу 2) знать, как устранить ее причину. Но, согласитесь, проблему проще предотвратить. Как помочь нашим детям избежать пищевой зависимости и невроза по поводу своего веса?

Чем опасен подростковый возраст?

Давайте вспомним себя подростками. Ух, не хотела бы я снова оказаться в этом периоде своей жизни))))

Чувствительные и ранимые. Острые, угловатые, неудобные в обращении для себя и других, часто жестокие и непримиримые к себе и к другим. Для них характерно обсуждение внешности (своей и чужой), поведения, особенностей характера, иногда доброжелательное, иногда нет; еда на бегу, сравнения, войны за внимание, соперничество, разочарования, поиск средств утешения…

Сейчас моей дочери почти 11. И я осознаю, как трудно растить эмоционально здорового ребенка в обществе, помешанном на похудении.

Особенности подросткового возраста, создающие риск расстройств пищевого поведения:

  1. Гормональные взрывы: ТЕЛО МЕНЯЕТСЯ.
    Растет аппетит. Есть шутка, что подростковый возраст начинается тогда, когда мальчики начинают очень много есть, а девочки садятся на диету.  Для девочек возрастные увеличение веса, рост груди, расширение бедер являются фактором риска нарушения образа тела, расстройств пищевого поведения, ожирения и психологических трудностей. Они получают много нежелательного внимания, и они отличаются от своих сверстников, хотя хотят быть такими же, как и все остальные.
  2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УЯЗВИМОСТЬ.
    И вот эту встречу с собственным взрослением принять и пережить очень сложно. Трудно оценить границы своих возможностей. В голове складывается представление: я уже вырос и взрослый, все буду решать сам, при этом окружение и социальная среда начинают предъявлять требования ответственности и постоянно встает необходимость совершать тот или иной еще непривычный выбор. Возможности несколько не успевают за ростом желаний. И это повышает эмоциональную уязвимость, которая и так довольна высокая из-за гормональной перестройки организма. В принципе, про собственную уязвимость подростки думают в последнюю очередь. Да и взрослые иногда тоже. «Подумаешь, устала. Все устают.» И хорошо, когда рядом есть поддерживающее социальное окружение и есть навыки эмоциональной регуляции. А если хотя бы одного компонента нет, то высок риск поведения, наносящего ущерб здоровью в долгосрочной перспективе.
    Внешняя референция: самооценка на 99% зависит от чужого мнения. Друзья и одноклассники постепенно становятся новыми авторитетами, вытесняя родителей. Надо сделать все, чтобы почувствовать себя частью коллектива, частью группы. Быть принятыми, одобренными. Поэтому на первый план выходит ОЗАБОЧЕННОСТЬ ВЕСОМ, ФОРМОЙ ТЕЛА И ВНЕШНОСТЬЮ.
  3. Подростки – идеалисты, на основе отфотошопленных фото в сетях и журналах, у них мгновенно формируются НЕРЕАЛИСТИЧНЫЕ ОЖИДАНИЯ в отношении своей внешности. Со всех сторон подростку прямо или косвенно внушают, что если девушка полнее других, её будут меньше любить, она будет менее успешна в бизнесе, да и в целом счастья и радости от жизни ей уготовано меньше.
    Что в итоге?

В сумме имеем рискованное сочетание – гиперчувствительного подростка, который не имеет навыков эмоциональной регуляции, и окружение, в котором мало поддержки. Что делает подросток, когда сталкивается с какими-то жизненными проблемами?

Он принимает решение – стать идеальным, избавиться от веса. И поскольку влияние сверстников в этом возрасте очень сильное, подросток подражает сверстникам. Например, многие девочки в классе сидят на диетах и активно худеют. Но аппетит у подростков отменный, и чаще всего такая диета чередуется с периодами переедания, таскания еды в промежутках между приемами пищи, поглощения сладостей или фастфуд.

Именно в подростковом возрасте начинают проявляться симптомы расстройств пищевого поведения разного спектра.

Дети попадают в капкан: 

  • С одной стороны, еда как способ преодолеть тревогу и другие сильные эмоции, успокоиться, отвлечься, сделать перерыв, поощрить себя, снять сексуальное возбуждение,
  • С другой стороны — диеты как способ:
    • исправить свое кажущееся несовершенство (телесное, личностное)
    • взять свою жизнь под контроль (хотя бы иллюзорный).

Все эти способы справляться с жизнью относятся к самоповреждающему поведению, так как наносят огромный урон здоровью и психике, нарушают естественные механизмы саморегуляции веса, повышая тем самым риск развития расстройств пищевого поведения:

  • Гормональный дисбаланс (выходит из строя лептин и гормоны щитовидной железы, урон наносится половым гормонам, повышается уровень гормона стресса картизола и т.д.)
  • Гипогликемия (низкий уровень сахара в крови) – ограничение в потреблении пищи (диеты) ведет к неуемной тяге к сладкому и вредным продуктам (это провоцирует срывы). Проще говоря – не поел суп или второе
    соврался на булочках, шоколадках или фастфуд. И подросток, который несмотря на все усилия сидеть на диете вопреки возрастающим потребностям организма в пище, чтобы расти, постоянно срывается, начинает верить, что у него нет силы воли. Очень серьезно снижается самооценка: считает себя неудачниками только потому что он не может контролировать свои отношения с пищей.
  • Меняется его микробиом
  • Меняется химический состав крови
    Возникает риск развития остеопороза (после восстановления питания кости остаются такими же хрупкими).
    В крайнем случае ограничительного пищевого поведения возникает нервная анорексия (высокий риск для жизни). Это уже серьезный невроз (помешанность), который разрушает не только тело, но и личность человека.
    Синдром хронической усталости (частая слабость, сонливость, беспричинная раздражительность, снижение работоспособности, нарушения сна, неспособность концентрировать внимание) – это вообще плодородная почва для появления зависимостей. Энергетическое истощение способствует тяге к таким стимуляторам, как кофе, сахар, алкоголь, табак или даже наркотики.

Взрослые хотят помочь, но зачастую лишь усугубляют проблему

У родителя часто есть идеалистические мечты о том, каким должен быть ребенок. Этот образ может сформироваться еще до рождения ребенка, как мечта. А вид полной девочки, которая отличается от этого образа, разрушает мечту, и папа или мама говорит: ты поправилась, тебе нужно сесть на диету. Единственное, что ребенок усвоит из такого послания, это то, что мама или папа считает его тело некрасивым и неправильным.

Девушка слышит только, что мать ее не любит такой, какая она есть. Для того, чтобы ее полюбили и приняли ей нужно стать худой. Каждый раз, когда девушку хвалят за то, как хорошо она себя контролирует, она усваивает жизненный урок: чтобы тебя любили, нужно себя контролировать.

Если родители, который принуждают ребенка к диете, ограничивая его в питании и принуждая к тренировкам. Это еще хуже. Подросток будет делать это тайком – есть по ночам, на все карманные деньги в школе покупать еду, которую хочется, а не ту, которую прописал доктор или мама с папой. Будьте уверены, что ребенок найдет способ обхитрить вас. Причем, «правильное питание» — тоже диета. Исключение любых продуктов из питания девочки, будь то пресловутый сахар, животные жиры, сложные углеводы — приведет к тому, что девочка гарантированно будет переедать именно этими продуктами и продолжит набирать вес. Проверено на собственной шкуре)))

Итак, как помочь подросткам пережить взросление без расстройств пищевого поведения?
Принять изменения в растущем теле как неизбежный переход на новый уровень взросления. И объяснить это подростку.
Существует важный эволюционный механизм, когда в самом начале подросткового периода, предвосхищая резкий рост тела, происходит набор веса. В этот момент дети очень заметно полнеют, у них возникает жировой запас. Для того, чтобы ребенок мог пережить подростковый период с его скачками роста, бурным развитием и перестройкой всего организма, нужен запас энергии. Момент, когда это происходит, индивидуален. Кто-то набирает заметный вес уже в 12 лет, кто-то позднее. И может оказаться, что ваша дочка, вдруг, после летних каникул приходит в класс 1 сентября и оказывается более полной, более округлившейся, чем большинство ее одноклассниц. Просто потому что ее физическое развитие немного опережает их, так заложено в ее генах. Позднее этот жир без проблем распределяется, так как ребенок начинает активно расти вверх. ЭТО НОРМАЛЬНО. ЭТО НАДО ПРИНЯТЬ И ПЕРЕЖИТЬ. ПЕРЕКЛЮЧИТЬСЯ НА РЕШЕНИЕ ДРУГИХ ЗАДАЧ этого возрастного этапа.
Не ограничивайте питание и не подкладывайте поленья внимания в невроз по поводу еды или лишнего веса.
Помогите подростку научиться регулировать свои эмоции так, чтобы не действовать под влиянием импульса. Для этого не обязательно водить его к психологу. Есть множество дыхательных упражнений, медитаций.
Отдайте ответственность за питание подростку, уважая его решения, при этом, предоставив ему поддержку и заботу. Придется принимать его ошибки, разговаривать, объяснять, делиться своим опытом. Да, мнение сверстников может заставить ребенка отказаться от любимой еды лишь бы быть принятым. И наша задача не мешать ему в этом. В этот период основным полем ответственности родителей в питании школьника становится еда дома. Вне дома наша задача состоит только в том, чтобы обеспечить доступность качественной пищи: рассказать о школьной столовой (если школа предоставляет питание), дать еду с собой, дать карманные деньги, на которые он сможет купить еду. При этом основная ответственность за питание вне дома переходит к ребенку. За то, какие пищевые выборы делает наш ребенок, как и когда он ест вне дома фактически мы уже не отвечаем. Конечно, мы можем высказывать свое мнение, советовать и надеяться, что карманные деньги будут потрачены на полноценный завтрак, а не на резиновый мармелад, конфеты или чипсы. Но при этом уровень нашего контроля становится все ниже и ниже. А подростка – выше. Так он усваивает главный урок этого возраста – урок ответственности за самого себя.
Важно сделать акцент на том, чтобы интересоваться подростком: его чувством голода, эмоциями, страхами, мечтами…

Еда — самая первая метафора любви, самые первые отношения, которые строит родившийся человек. Чем больше он чувствует себя любимым, тем меньше ищет эту любовь в еде. Как?

  1. ВАЖНО ВЫЯСНИТЬ, ЧТО ИМЕННО ПОДРОСТОК ЗАЕДАЕТ. Пытаться удовлетворить его эмоциональные нужды, учиться с ним вместе принимать изменения, учиться другим способам справляться с жизненными сложностями. Снять эту обязанность с еды.
  2. Спросите у своей дочери: «Почему ты считаешь себя толстой?» Может, одежда сидит не так, как раньше? Может, ей стало неудобно в одежде этого размера? Может, у подружек в школе фигуры отличаются от её, и она сравнивает себя с ними? Задайте дочери этот вопрос и внимательно её выслушайте. Помогите ей определить, что в её теле ей нравится, чем она гордится. Может, у неё самые грациозные руки на уроке танцев, самые сильные ноги, которые умеют отлично забивать голы, или она выше всех в классе и дотягивается до верхних перекладин на спортивных снарядах, а другие нет. Регулярные разговоры о том, на что хорошее способно тело дочери (а не о том, как оно выглядит), помогают изменить её восприятие тела и сместить акцент на то, что важно.
  3. Работать надо не с внешностью, а самооценкой подростка. Научить его следовать своим желаниям, стремлениям, мечтам. Подарите ему кайф свободы=ответственности за себя! Например, как обеспечить себе максимальный психологический комфорт, заботиться о потребностях тела, уважать свои желания, посвящать себе время, попытаться получать удовольствие от жизни вне еды (творчество, лидерство, хобби), ощутить ее вкус, распробовать, насладиться.
  4. Будьте внимательны и честны с собой. Ваша дочь слышит всё, что вы говорите, и если вы критикуете себя в зеркале или жалуетесь на вес, скорее всего, она будет брать с вас пример. Так что будьте к себе добрее и говорите о себе хорошее. Подумайте, что хорошо умеет делать ваше тело и что вам нравится в своей внешности. На эту тему есть прекрасная статья австралийки Кейси Эдвардс «Мама, не называй себя толстой уродиной!»
  5. Родитель может создать альтернативное окружение для своего ребенка:  девочкам полезно показывать красивые фотографии женщин с нестандартными фигурами и рассказывать, чего эти женщины добились, за что получили известность: за ум, таланты, быстроту, чувство юмора, благотворительность… Девочка должна знать, что успешной можно стать с любой фигурой. Это переключит фокус ее внимания с тела на цели в жизни.
  6. Важно переключить внимание подростка — научить ухаживать за собой, за волосами, кожей, телом. Научите дочку правилам изысканного макияжа для ее возраста: какой у нее цветотип, на что сделать акцент в мейкапе. Если эта сфера ей интересна, поддержите интерес в таком здоровом ключе. Еще важно создать позитивный красивый образ подростка о себе – например, через фотосессию с грамотным фотографом (это уже фотопсихология))).

Итак, самое лучшее, что мы можем дать нашим взрослеющим детям – это чувство того, что их любят таким, какие они есть и научить их любить самих себя, заботиться о себе и своем теле. Именно это чувство позволит сегодняшнему подростку во взрослой жизни добиться успеха, завести друзей и найти любящего партнера, а совсем не тело определенного размера и формы. Те мамы, что выбрали меня для работы со своими юными дочерьми, прекрасно знают, что на индивидуальных консультациях я занимаюсь только этим….